Село Первомайское (Гробовское)

 

С вершины увала в просвете между стволовых сосен и раскидистых берез, выстроившихся вдоль широкого полотна дороги, перед взором путника открывается панорама села Первомайского. Строения его раскинулись в долине речки Утки. Цепочки домов  растянулись в разные стороны. Одни пролегли вдоль  знаменитого тракта, прозванного в народе «Владимировкой». Другие облепили кривую излучину речки или, упершись одним концом в крутой берег, вбегают на пригорок и тянутся до самого поля, опоясавшего село подковой. Ничто не напоминает нам о прошлом уральского селения-кругом видны приметы недавних строений. Лишь скудные воспоминания старожилов, донесшие из глубины веков рассказы предков, да редкие архивные документы помогают познать биографию села Первомайское, корнями уходящую в далекое прошлое.

Рождение этого села связано со строительством завода и крепости на реке Исети- будущего города Екатеринбурга. Город и село- ровесники. Рожденные на заре развития уральской металлургии, они насчитывают солидный возраст- два с половиной века.

В конце 1722 года на Урал прибыл генерал-майор В.И Генин, назначенный царем Петром1 Командиром Уральских и Сибирских заводов. Ознакомившись с проектом В.Н. Татищева о строительстве нового горного завода на реке Исети, Генин сразу же приступил к его осуществлению. Весной 1723 года по указу Геннина на строительство завода были согнаны солдаты, крестьяне и мастера со многих уральских заводов. Народу собралось немалое  число. В июле здесь уже работало полторы тысячи человек. Перед горным управлением встал вопрос о снабжении людей, занятых на «строении заводов», продовольствием. Хлебные обозы от Кунгура, стоявшего двести с лишним верст, до Исети, зачастую подвергались грабежу.

Еще долго до основания Екатеринбурга существовал казенный Уктусский завод. Дорога из Кунгура на Уктус проходила по глухим, безлюдным местам. Лишь старое селение Киргишаны было пристанищем обозников на долгом пути. А от Киргишан до деревеньки Подволошной на Чусовой пятидесятиверстный путь лежал лесами, увалами и топями и никем не охранялся. Это обстоятельство и побудило Главного командира Уральских и Сибирских заводов основать некоторые селения на Кунгурской дороге. В том же  1723 году    И.Геннин распорядился переселить несколько русских крестьянских семей из Кунгурского уезда на урочище, названное народом «Гробовым полем».

Происхождение столь странного названия места, где проходила дорога через долину реки Утки, объяснялось по-разному. Академик И.И. Лепихин, побывавший здесь в 1770 году, растолковал это название так: «…на своем месте один мужик имел свою пашню или поле и большее пропитание имел от дела домовин или гробов».

Летописец села Гробовского священник Носов (Насонов)? Разъясняет это по-иному: « открытое место по берегам Утки  получило название от горы, спуск с которой по направлению к речке очень пологий, внешне похожий на  крышку гроба. Это толкование правдоподобно, так как русский народ в старину давал название многим местам по каким-нибудь отличительным признакам. Пояснение же академика И.И. Лепихина лишено смысла. Заводить в пустом месте, довольно отдаленном от русских жительств и окруженном башкирскими, черемисскими и вогульскими селениями не было никакого расчета русскому крестьянину. Лес на гробы можно было иметь в изобилии русских селений. Следовательно, урочище при речке Утке, именуемое «Гробовое поле» получило свое название от Гробовой горы.

Селение на берегу речки Утки выросло со сказочной быстротой. Конечно, больших трудов стоило поставить в открытом и диком месте русскую деревню. Осенью 1723 года окрестную тишину разбудил перестук топоров. Началось строительство поселения, получившего название Гробовой деревни. На следующий год  в деревеньке насчитывалось

«крестьян , обложенных подушной податью, одиннадцать ревизских душ мужского пола в двух дворах.» Замечу, что при Петре 1 государственные крестьяне платили подушную подать в размере 1 рубля 40 копеек с мужской души.

Вслед за первыми поселенцами в деревне появилась таможня. Небезызвестно, что Кунгурская дорога долгое время преследовалась правительством .Боязнь потерять доходы в царскую казну от сбора пошлины за провоз товаров из Сибири в Россию и обратно, побудили правительство установить на дорогах через «Камень»(так назывались Уральские горы) таможенные заставы чтоб, «не случилось беспошлинного провоза.»

Такие заставы, кроме Верхотурья, стали теперь у Кленовой горы ? в деревне Гробовой.

По таможенному тарифу были запрещены к провозу: ревень, табак, канифоль, скипидар, медные пятикопеечники. Не допускался вывоз драгоценных металлов, соболей, чернобурых лисиц, пороха, свинца, льняной пряжи.

Первым таможенным заставщиком, назначенным из Тобольской губернской канцелярии в 1724 году, был Салманов .Своими действиями он навлек много жалоб. Заставщик притеснял проезжающих и вымогал с них   взятки, так что многие торговые люди, ехавшие с товарами в Екатеринбург, возвращались из Гробовой обратно. Проделки Салманова не остались без следа. В Екатеринбурге приемные крестьяне испытывали голод. Уктуские барышники, зная, что  с товарами на новый завод не пропускают, скупали в окрестных слободах за бесценок хлеб,  везли в Екатеринбург и продавали втридорога. Приемные крестьяне от тяжелой работы и голодной жизни подавались «в бега».

О населении и росте деревеньки с первых дней ее основания не сохранилось никаких данных. Известно, что в ХУ111 веке на уральские земли приходило немало «беглых» из центральной России, которые либо шли на заводы, где попадали в кабалу , или оседали в населениях, где жили государственные крестьяне-переведенцы. При таможенной заставе жили и служивые люди, и рекруты, несущие охранную службу.

В тридцатых годах восемнадцатого века на границе Екатеринбургского ведомства стало неспокойно. Еще в ХУ1 веке русские колонизаторы подчинили башкир. В половине ХУ11 века царь приказал строить города в «благодатной Башкирии», где тянулись черноземные равнины и протекали полноводные рыбные реки. Башкиры не раз волновались: они не хотели отдавать тучные земли, лесные, рыбные и хлебные угодья русскому царю, не хотели платить ясак. Башкиры не раз заявляли царским посланникам:  «Ступайте домой. Срок ваш кончился. Отцы наши ,которые отдали вам землю, умерли, а  мы не хотим уступать вам ее!»

А когда в 1735году в глубине башкирских земель началось строительство города Оренбурга, башкиры вновь подняли большое восстание. Несколько обозов с фуражом, оружием и железом было захвачено восставшими, а сопровождавшая груз стража была полностью вырезана. Башкиры нападали на станы углежогов , разоряли и сжигали  их жилища. Набегу подвергались русские поселения. Опасаясь погромов, главный командир уральских и сибирских заводов В.Н.Татищев, назначенный вместо  В.И. Генина, распорядился основать по Кунгурской дороге несколько селений, превратив их в крепости.

Летом 1735 года деревенька Гробово была  обведена высокой деревянной рубленной стеной и снабжена оружием и воинскими припасами. С тех пор деревеньку  стали именовать Гробовской крепостью. Это было военноадминистративный пункт. Само укрепление имело четырехугольную форму с четырьмя башнями по углам. Бастионы служили для обзора местности. Для несения охраны, по указу же Татищева, было переведено сюда значительное число крестьян из Кунгурского уезда.

Сюда же отправляли для зачисления в команду и провинившихся солдат. Так, четыре казака Арамильской слободы-Пантелей Банных, Самойло  Вьюхин, Нефей Удилов и Семен Сарапульцев- оставили самовольно  посты. Опостылела им тяжелая солдатина.   И решили они освободиться от воинских тягот, плохого харча и мордобоя. Подались солдаты  на вольные земли в Сибирь. Близ Каменского завода беглецов схватили, отхлестали плетьями и поселили в Гробовую крепость под надзор старосты. Вот почему летописец прошлого века ошибочно истолковал, что деревня заселена рекрутами. Фактически, она заселялась государственными крестьянами, а рекрутов сюда ссылали для несения военской повинности  значительно позже. Постройка по Кунгурской дороге крепостной «дистанции» Ачит-Бисерть- Киргишаны-Гробово сыграло определенную роль в защите дороги и местностей севернее ее от нападения башкир. Несколько раз подступали восставшие башкиры и крестьяне. Но встретив картечный заслон крепостных пушек, не решались взять штурмом укрепления.  Население крепости получило самоуправление и выбрало старосту. В 1736 году староста и крестьяне Гробовской крепости подали Татищеву челобитную  с просьбой построить в крепости церковь божию.  В.Н.Татищев дал согласие на строительство храма. Деревянная церковь была построена в 1751 году. Число прихожан в это время насчитывалось до шестисот, считая и живших в Киргишанской крепости.

Несмотря на то, что крепостная « дистанция» от Кунгура до Екатеринбурга была построена для охраны местности от нападения башкир, правительство запрещало проезд по Кунгурской дороге. Только при неоднократном ходотайстве горной канцелярии правительствующий сенат разрешил почтовое движение по этой дистанции в пятидесятых годах ХУ111 века. 27 сентября 1754 года (все даты даны по старому стилю) велено было укрепить почтовые станции через каждые двадцать верст, где хранилось продовольствие и корм для лошадей.

Недалеко от станции жили обслуживающие дорогу ямщики. Первоначально на каждой «яме» должно было содержаться по 4 лошади и использоваться только для  одного почтового отправления должностных бумаг и писем из Сибири в Россию и обратно два раза в неделю.

С годами стены крепости пришли в ветхость, разрушились. Само селение, не вместившись внутри крепостного вала, вышло за стены крепости. Об этом сообщает в своих путевых записках академик И.И. Лепихин, проезжающий через Гробовскую крепость в 1770 году. Надо признать,что крепость считалась в те года , как отмечено в историкогеографическом описании Пермской губернии, сочиненной для атласа 1800года,» знатейшем селением» Екатеринбургского уезда.

Село хранит долгую память о событиях, происшедших в нем. В 70-х  годах ХУ111 века Россию потрясла  волна крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева.

Мощное восстание крестьян против крепостного гнета вошло в историю как одна из замечательных страниц освободительного движения народов России. Она соединилась с освободительным движением угнетенных народов и превратилась в общенародное движение против феодально- крепостного строя. Волна крестьянской войны захватила и Средний Урал.

Отряд пугачевцев под командованием Ивана Белобородова шел через селения вдоль Большого Московского-Сибирского тракта. Дорога, по которой И. Белобородов двигался на Екатеринбург, шла через крепости Ачитскую, Кленовскую, Бисертскую, Киргишанскую, Гробовскую.

В этих крепостях, по данным ревизии 1764 года, находилось 1394 мужских души.

Жители крепостей были приписаны к заводам. Пахотных земель они имели мало и пришли «вовсеконечную скудность, бедность, нищету».6января 1774 года в руки повстанцев перешла Ачитская крепость-важный трактовый узел. Отсюда шел на восток прямой путь к Екатеринбургу. Следуя по тракту, белобородовское войско не встречало сопротивления. Крепости и заводы, услышав о приближение « пугачевского полковника» ,   встречали повстанцев  хлебом –солью.

8 января 1774 года отряд Белобородова  подошел  к последней из крепостей, охраняющих Большую Московско-Сибирскую дорогу, к  Гробовской. Появление повстанцев вызвало сильное брожение в крепости. Народ ждал «оказии» чтобы примкнуть к восстанию. Местные жители по собственной инициативе обезоружили и арестовали прибывшую из Екатеринбурга команду в сто человек и передали крепость Белобородову. Без единого выстрела вошел пугачевский отряд в Гробово. Не помогли правительству крепостные стены, ибо помыслы народа были на стороне восставших.

Как и в других крепостях и заводах нашлись в Гробовской крепости добровольцы, которые пожелали вступить в войско Белобородова, из-за чего отряд пугачевцев значительно вырос и окреп. Жаль, что история не сохранила имен гробовчан, прошедших ратный путь во имя свободы и счастья трудового  народа. Полтора месяца крепость находилась в руках восставших. Только 26 февраля правительственным войскам удалось войти в полуразвалившуюся крепость и привести ослушников к присяге в верности императрице.

С утверждением правительством Большого Московско-Сибирского тракта в 1783 году движение значительно возросло. Для исправления «ямской гоньбы» число обывательских лошадей по ямскому стану было увеличено до 16. Крепость была переименована в Гробовскую ямскую станцию. Здесь была двенадцатая смена лошадей по счету от города Перми. Через глухие леса и реки потянулся русский возок с запада на восток и обратно. Шли обозы из Китая с чаем, из Перми на Ирбитскую ярмарку. Из-за хребета Уральского по тракту тянулись обозы с железом и сибирскими товарами, ямщики перевозили чиновников, государственные и купеческие товары. Здание Гробовской ямской станции расположилось на левом берегу реки Утки. Здесь отмечались подорожные документы, менялись лошади, отдыхали путники. Находясь на главной магистрали, станция была свидетельницей многих событий. Здесь побывал всяк, кто ехал в Сибирь или обратно в Россию. Никто не миновал Гробово. Бывали здесь русские и зарубежные ученые-путешественники. Но больше всего проследовало через уральское село ссыльных и каторжных. Одним из первых прошли пугачевцы. С вырванными ноздрями, с каленным клеймом на лбу, шли они в далекие Нерчинские рудники, чтобы там под землей захоронить память о днях свободной от гнета жизни.

В 1790 году на Гробовской ямской станции по пути в Илимский острог Иркутской губернии побывал вольнодумец А.Н. Радищев, автор знаменитого « Путешествия из Петербурга в Москву». Для писателя-революционера Гробово было пунктом кратковременной остановки на долгом пути. Но и за этот промежуток времени писатель сумел ознакомиться с жизнью гробовчан.

«…Крестьяне платят обыкновенные подати. Хлеб сеют мало и то один ржаной, по причине холода и каменного грунта, отяготительным для крестьян является предоставление подвод для препровождения колодников; промысел их состоит в работе по заводам,»-писал в своем дневнике А.Н.Радишев. Сменив лошадей, повезли ссыльного дальше. И снова Сибирский тракт.

Немало печальных картин повидало на своем веку уральское село. По пыльной , избитой дороге, проходящей через Гробовскую станцию, в далекую сибирскую ссылку и на каторгу проследовало немало русских людей :,поднявшихся против царского трона. Неслучайно на восточной окраине села была выстроена пересыльная казарма-одна из многих  тюрем ,  разбросанных « по дорожке большой, что Сибирскою исстари зовется». Здесь могли забыться сном после дальней дороги, укрыться от непогоды и получить горбушку хлеба, положенную местными жителями в специальную колоду у здания казармы. Пересыльная казарма была под надзором исправника. А.Н.Радишев, возвращаясь из Сибири в Россию, 6 мая 1797 года утром вновь посетил Гробово и отметил в своем дневнике об остановке у знакомого исправника Порецкого.

Печальную славу завоевал Сибирский тракт-этапный путь арестованных, следовавших в Сибирь. В течение полутора веков прогнали по этой « дорожке» сотни ссыльных и каторжан. В прошлые века и в начале нашего столетия по тракту прошли на каторгу революционеры всех трех поколений, боровшихся с царским самодержавием.

В1826-1827 годах через Гробово проследовало 120 русских революционеров- декабристов : Некоторых везли по одному на курьерских тройках. Из-за боязни влияния на народ- каждый из них- С.Трубецкой, С. Волконский, А.Якубович, А. Муравьев, В. Давыдов, Петр и Андрей Борисовы-были закованы в кандалы и закрыты в кибитке. Другие шли по этапу. Вслед за определенными на каторгу  добровольно отправились в Сибирскую сторону 11 героических женщин, жен декабристов, вместе с мужьями прошедших железный путь каторги и ссылки.

Первым в августе 1826 года по гулкому, как барабан  мосту через Утку проследовал возок, в котором ехала в Сибирь 26- летняя княгиня Е.И. Трубецкая. За ней в зимнюю стужу через Гробово промчалась кибитка с дочерью известного героя 1812 года генерала Н.Н.Раевского двадцатилетней княгиней М.Н. Волконской. В Читу  проехала А.  . Муравьева, которая везла по просьбе А.С. Пушкина историческое послание декабристам

«Во глубине Сибирских руд.» Подвиг замечательных русских женщин воспет поэтом-революционером Н.А.Некрасовым. Гробовские крестьяне были очевидцами, как по дороге, гремя кандалами, шли в самое страшное и губительное место царской России- Нерчинские рудники-ссыльные офицеры Черниговского полка. Для многих лучших сынов России Гробовская арестантская казарма была местом отдыха. В 1850 году здесь были проведены в сибирскую ссылку,  закованные в кандалы, петрашевцы. Отдельно в открытых санях сзади всех ехал писатель Ф.М. Достоевский. В 1863 году через Гробово прошли, звеня кандалами, революционеры- демократы из разночинцев. В 70-80 годах прошлого века в сибирскую ссылку последовали землевольцы герои «Народной воли.»

Из документов прошлого века известно, что через Гробово по Большому Московскому тракту ежегодно провозилось, до 18 тысяч арестантов и свыше пяти миллионов пудов грузов. «Скорбный путь,»-назвал эту дорогу известный уральский писатель Д.Н. Мамин- Сибиряк: по ней «следовали в Сибирь российские грешные души. Кого тут только не было, за какие преступления люди не ссылались.  В сущности весь этот Сибирский тракт, как всякий русский тракт,-в стороне чахлый лесок, мочажники , болота , подъемы, спуски , изредка  речонка … А ведь такой  тракт- это целая  народная  и историческая  трагедия  .  Для  многих  тысяч людей  эта дорога  была  последней . Редко , кто  переступал перевал , отделяющий  Сибирь от  России. В 1856 году Александр объявил  декабристам амнистию. В Сибири тогда  находилось  34 декабриста, оставшихся в живых. Они вернулись в Россию тем же путем, которым прошли на восток 30 лет назад. Возвращаясь в разные места, они видели, как навстречу им шли новые партии арестантов, одетых в брезентовую одежду серого цвета. Большими партиями по 200-300 человек, закованные в кандалы, шли люди в неведомую даль. Кандальный звон был им песней.

Село Гробовское, расположенное на бойкой дороге, всегда было оживленным пунктом. Ямщики в любое  время года обеспечивали круглосуточный провоз пассажиров и груза по Михайловской дороге. Это и находило отпечаток на ведении хозяйства. В каждом дворе имелась лошадь.

В 1858 году в селении насчитывалось 104 хозяйства. Численность населения составляла 1333 человека, в том числе 642 души мужского пола. Отмена крепостного права сыграла определенную роль в развитии села. За четверть века число хозяйств выросло в два раза. Население увеличилось до 1562 человек.

О селе и жизни сельчан хорошо написал в «Очерке обозной жизни»    Решетников, который проезжал через Гробовское летом 1865 года: «Часов в семь вечера наш обоз подкатил к Гробовскому селу…Село  расположено ко косогору и перерезывается речкой, через которую перекинут деревянный мост. Сперва мы поднялись, потом спустились, тракт повернул налево, опять поднялись. Дома стоят тесно друг к другу; на улицу выходит много сараев с крытыми соломой крышами…

-А чем же промышляют крестьяне?

-Чем? Овсом да репой торгуют; Капусту еще садят. А больше извозом занимаются. Вон Иван Понкратьев, гробовской, а  прочие на земских и обывательских ездят.

-А что же хлеб то не растет, што ли?

-Немногие занимаются : места неподходящие, не прокормишься.

-Богатый здесь народ?-спросил я Верешагина.

-Откуда им богатым-то быть? Так живут, как и всякие: ныне не наживешь много –то денег. Нестара пора.

-А прежде чем уж лучше было?

-Хлеб был дешевле…А теперь вон с меня сходит оброку да

других повинностей чуть не семьдесят рублей. А прежде и тридцати не выходило…

-Ты должно быть, местность на протяжении  тракта знаешь?

-Как не знать – то, коли с детства хожу. Эти деревни все на перечет знаю, а постоялые дворы чуть не все испробовал- все одно что один…

-А што, если железную дорогу построят

-Ну, тогда мы в конец разоримся. Мы только тем и кормимся, к другим ремеслам мы не способны, что есть, и с пашнями у нас жены да работники управляются. А будь это дело-ну, и пойдем по миру…»

До проведения железных дорог на Урале жители села Гробовского , как работники ямской станции на главной магистрали, обеспечивались кое- каким продовольствием и частично кормом для содержания лошадей. В основном население было занято «ямской гоньбой» и предоставлением подвод для сопровождения арестантов, некоторые были обозными ямщиками, перевозили кладь по тракту. Здесь держали лошадок-вяток. Это небольшая, но выносливая лошадь. Кто занимался извозом, тот держал несколько лошадей. Другие содержали постоялые дворы. Третьи- на своей земле занимались возделыванием репы. Этот подсобный промысел давал гробовчанам немалые доходы.

Слава о репе, выращенной в селе Гробовском, быстро распространилась по всему Уралу. Спрос на нее был в каждом селе. Крестьяне с успехом продавали ее в городе Екатеринбурге и на Ирбитской ярмарке. Пожалуй, разведение репы было самым оригинальным в хозяйстве гробовчан. В наше время в магазинах можно встретить пакетики с семенами репы, носящей название «Гробовской».

С проведением горнозаводской железной дороги, соединившей Екатеринбург с большей частью горных заводов Урала и через Пермь с центральной Россией, значение Большого-Сибирского тракта резко упало. Оживленный пункт на дороге превратился в забытое село. Значительно сократилось число перевозок, отпала надобность в содержании ямщицкого стана.

Многие крестьяне по существу остались без работы. Извозом занимались всего до 50 человек. В поисках заработков многие подались на рудники близлежащих заводов.

Другие промышляли в «хлебной стороне»- Красноуфимском уезде. Они обрабатывали пашни, сеяли и убирали урожай за определенную плату. С весенней поры до глубокой осени в селе оставались одни старики, женщины да малые дети. Мужики уходили на отхожие промыслы. К зиме они возвращались в село и занимались лесозаготовками : рубили дрова для железоделательных заводов. Но как бы не трудился крестьянин, заработка на пропитание не хватало. Да и работа на рудниках изматывала мужиков. Это и заставило некоторых крестьян податься на «чужую сторону». Заколотив дома, уходили крестьяне искать «Золотую жилу» на приисках в Верхотурском, Чердынском, Челябинском и Троицком уездам. Гробовских крестьян можно было встретить и на Березовском золотопромывательном предприятии под Екатеринбургом. «По недостатку заработков на месте,- читаем мы в сборнике статистических сведений за 1885 год,-22 семейства проживают на золотых приисках…».

В документах прошлого (19 го века) указывается, что большинство населения села Гробовского жило бедно. С проведением Уральской железной дороги дворничество пало. Рыбная речка Утка не могла прокормить многочисленные крестьянские семьи. Крестьяне

cтали меньше содержать лошадей, так как извоз сократился, а сельским хозяйством занимался не каждый. Из 500 десятин пахотной земли под посевами ржи и овса использовалось всего 224 десятины. Не каждое хозяйство способно было использовать свой клочок земли. Бедность, нехватка зерна, отсутствие работника в семье – вот основная причина не занятости пашни. По списку 80-х годов прошлого (19-го века) в селе насчитывалось всего лишь 84 сохи- главного орудия обработки пашни. Следовательно, сельским хозяйством занималось всего четвертая часть общины.

Замечу, что распределение земли под пашню, как и по всему Уралу, в Гробовском было произведено по принципу : кто больше захватит. Крепкие хозяйства с наемными рабочими закрепили за собой лучшие и ближние к селу черноземные участки по несколько десятков десятин земли. Беднякам же достались клочки земли на дальних участках, в лесистых углах, на высоких местах, где глина да камни. Некоторые остались и совсем без пашни. Так в списке безземельных в 1887 году насчитывалось 13 хозяйств — это солдатские и сиротские семьи, которым не выделялась пашня из-за отсутствия работника.

В то же время в селе было три хозяйства с наемными работниками, в которых батрачило 33 человека. Они работали на богатых, получая за свой труд копейки.

В хронике села прошлого века (19-го века)не осталось незамеченным сильное наводнение на речке Утке. 27 июля 1871 года выпало такое обильное количество осадков, что речка Утка вышла из берегов, разрушила мост и многие береговые строения. Во время наводнения на почтовой станции утонули 2 привязанные к столбу лошади. Надо полагать, что это стихийное бедствие за всю историю села было единственным. Но и оно принесло немало слез крестьянам.

Отмена крепостного права способствовала развитию народных промыслов и зарождению частных предприятий. На речке Утке середняк А.М.Малмыгин построил мукомольную мельницу. До двух десятков мастеровых крестьян занимались кустарными промыслами. В своих кузницах работали П.П.Абросимов и С.В. Дерягин. Изготовлением сельскохозяйственных машин занимался Е.И. Егоров. Его изделие-веялка с успехом экспонировалась в 1887 году на Сибирско-Уральской научно-технической выставке в городе Екатеринбурге. Занимались крестьяне и «сладким промыслом». В двух хозяйствах стояло 17 ульев. С медом крестьяне ехали на Ирбитскую ярмарку.

В восьмидесятых годах прошлого века (19 го века) в селе Гробовском насчитывалось 7 лавок и один трактир. Надо признать что питейное заведение существовало с момента открытия движения по Большому тракту и являлось увеселительным местом, где крестьянин мог «потешить» свою душу на последнюю копейку. Большинство лавок было устроено прямо при доме торговца, отчего хозяев называли амбарниками. В памяти старожилов сохранились имена мелких торговцев : С.Елисеева, В. Бартова и других. Одним из крупных торговцев Считался А.И. Дерягин. В его лавке продавалось продовольствие, фураж, красный товар (ткани). На доходы от торговли купец выстроил в 1912 году на Трактовой улице рядом своим домом каменную лавку. Здание это сохранилось и до наших дней.

Следует заметить, что Трактовая улица была одной из оживленных в селе, она являлась главным местом справления всех праздников. На ней стояла церковь и торговые ряды- лавки торговцев. Большинство постоялых дворов было сосредоточено тоже на ней. В конце улицы стояла арестантская казарма.

Знакомясь с документами ревизии населения, не трудно заметить, что в селе на полторы тысячи жителей насчитывалось всего 230 (грамотных)? Человек.  В их числе 32 женщины.

Грамотными считались и те, которые могли печатными буквами написать свою фамилию или прочитать несколько строк из Евангелия. Не случайно. По данным переписи тех лет

Почти  в двухстах хозяйствах не имелось ни одного грамотного человека. Да и к чему было обучать крестьянина грамоте. Неграмотного легче обмануть при расчетах. Трудно сказать , когда в гробовском была открыта школа. Летописец скромно умалчивает об этом, уделив большое внимание хронологическим событиям по строительству и перестройке церкви. Это и неудивительно : летописец-то был священник.

В мастерских Сибирско-Уральской научно-технической выставки в числе экспонатов учебного отдела в 1887 году  зарегистрировано Гробовское училище. Следовательно, оно возникло где-то после отмены крепостного права. Другой документ рассказывает, что в это время в училище обучалось 23 мальчика и10 девочек.

Невелико было учебное заведение в селе. Вероятно, община не сумела выделить средств на обучение крестьян. Однако же она нашла статью расхода на сору жжение каменной церкви, вместо деревянной и выстроила вдобавок монастырь. Старожилы рассказывают, что здание школы находилось напротив арестантской казармы. И это было сделано не случайно. С детских пор крестьянину проповедовали смирение.

Население села Гробовского с момента зарождения состояло из государственных крестьян-переведенцев из Кунгурского уезда, частично из оседлых беглых людей Центральной России. Они обязаны были нести, помимо исполнения своей повинности и службу (ратную) рекрутскую. Издавна из уральских сел и крепостей набирали в рекруты молодых парней. Рекрутов провожали на 25 лет. Он уходил безусым, а приходил седым или совсем не возвращался. Из статистических документов переписи населения за восьмидесятые годы прошлого века (19 го века) известно, что на солдатской службе в это время находилось 24 гробовских крестьянина.

Жаль что история не сохранила имен солдат, вышедших из этого села. Надо полагать, что уральцы достойно выполняли долг перед отечеством. В памяти здешних старожилов сохранилось имя одного солдата     Морозова, который после четвертьвековой солдатской муштры вернулся в родное село и на старости лет добывал себе кусок хлеба службой при пересыльной арестанской казарме. Такая судьба в Царской России выпала большинству отставных солдат.

Известны редкие имена гробовчан, которые принимали участие в русско-японской и первой империалистической войнах. Движимые чувством патриотизма, они шли на защиту Отечества, не зная, в пользу чьих интересов развязывались эти войны. На полях Манчжурии воевал в 1905 году К.С. Тункин. На австрийском фронте в годы империалистической войны сражался унтер-офицер А.С. Ладейщиков. На других фронтах ходили «в штыки» А.В.Меньшиков, М.П.Дакалов и другие гробовчане. К сожалению, не сохранилось даже рассказов о ратных подвигах наших земляков.

Как бы хорошо ни было в родном селе, но жизнь в нем удавалась с трудом. С проведением Пермской, а потом Казанской железнодорожной линий, движение по тракту через село Гробовское совсем замерло. Заниматься дворничеством не имело никакого смысла — доходов не стало. Поэтому неудивительно, что при строительстве железнодорожной станции большая половина села в 1911 году перевезла свои дома в Дружинино. Там крестьяне нашли для себя работу, плата за которую была больше тех доходов, что имели от извоза и дворничества. Крестьянин превращался в рабочего.

 

 

Со слов учителей Первомайского Юрий Дунаев приезжал из Нижних-Серег в 70х годах 20 века